Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное бюджетное учреждение
«Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей»

Итоги навигации 2023 года и задачи на 2024 год обсудили накануне на совместном заседании Экспертного совета с участием заместителя руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Константина Анисимова, а также…


Итоги навигации 2023 года и задачи на 2024 год обсудили накануне на совместном заседании Экспертного совета с участием заместителя руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Константина Анисимова, а также представителей правительств Омской, Тюменской, Новосибирской, Томской областей, Кемеровской области – Кузбасса, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа.

Заседание Экспертного совета открыл заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Константин Анисимов. Он подчеркнул, что в Обь-Иртышском бассейне непростые условия судоходства, но, несмотря на это, есть рост перевозок, а значит «растет производство, растет промышленность, что дает новые вызовы развитию внутреннего водного транспорта».

Об итогах работы ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть» в навигационный период 2023 года и задачах на 2024 рассказал руководитель учреждения Роман Чесноков. Он отметил, что речники Обь-Иртышского бассейна выдержали гарантированные габариты судовых ходов на внутренних водных путях бассейна, чему немало способствовали интенсивные дноуглубительные работы. Они были проведены на 118-ти перекатах, а общее количество разработанного грунта превысило показатель в 5 млн 300 тысяч кубометров. Такие работы позволили в полной мере выполнить государственное задание и обеспечить безопасность судоходства в границах обслуживаемых путей. Говоря о материально-техническом оснащении учреждения, Роман Чесноков напомнил, что в этом году учреждение получило новые суда, которые уже распределены по филиалам, а в навигацию 2024 года ожидается поступление еще двух землесосов. Они позволят увеличить пропускную способность рек, и как следствие будут способствовать развитию судоходства.

Директор департамента транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО Денис Напольских рассказал о том, что «для некоторых отдаленных районов водный транспорт является основным видом транспорта» и анонсировал открытие в 2024 году нескольких гидрологических постов. По его словам, это поможет судоводителям получать оперативную гидрологическую информацию об изменениях уровней воды на боковых реках, расположенных в границах Ямало-Ненецкого округа, на которых осуществляются социально-значимые перевозки пассажиров. Комментируя выступление коллеги, Роман Чесноков напомнил, что в 2021 и 2022 на выделенные ЯНАО бюджетные средства, с целью обеспечения безопасных условий судоходства, с помощью флота учреждения были разработаны подходы к поселкам Яр-Сале и Панаевск, а в 2023 году для обеспечения глубин, необходимых для завоза грузов в поселок Антипаюта, выполнены дноуглубительные работы на реке Широкая.

О том, что необходимо обсуждать, рассматривать и разрабатывать возможные пути развития внутреннего водного транспорта, повышение его производительности и эффективности, в своем докладе отметил заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Омской области Игорь Кожухов. «В настоящее время пропускная способность водных путей, расположенных в границах Омской области, составляет более 20-ти млн тонн, ориентировочная загрузка портов составляет не более 30- процентов от их общей мощности», — подчеркнул Игорь Кожухов. — Есть значительные резервы увеличения грузопотоков по всем направлениям за счет роста грузовой базы и расширения ее номенклатуры, модернизации портовой инфраструктуры и причальных сооружений, модернизации флота, формировании новых логистических, в том числе мультимодальных маршрутов. Решение указанных вопросов позволит повысить конкурентоспособность Обь-Иртышского бассейна, что в свою очередь будет способствовать развитию экспортного потенциала региона в целом. Считаю, что переориентация перевозки части грузов на внутренний водный транспорт с учетом его стратегических преимуществ, на сегодняшний день является важнейшей задачей не только нашего региона, но и государства в целом».


Врио замминистра транспорта Алтайского края Дмитрий Коровин рассказал о реализации на территории края Соглашения о сотрудничестве между правительством Алтайского края, Росморречфлотом, ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть» и предприятиями речной и добывающей отраслей.

«За период реализации Соглашения обеспечены гарантированные габариты судового хода на реках Бия, Катунь, Обь, восстановлена перевалка грузов с внутреннего водного транспорта в трех районах края, что позволило снизить общие нагрузки на сеть региональных и федеральных дорог общей протяженностью 775 км и продлить сроки их эксплуатации. Организация работы в этом направлении привела к увеличению перевозок грузов внутренним водным транспортом и развитию береговой инфраструктуры», — рассказал Дмитрий Николаевич. Эксперт отметил рост числа грузовых перевозок внутренним водным транспортом в 2,7 раза, грузооборота — практически в три раза. Это успешный случай реализации поручения президента о переориентировании грузов на водный транспорт», — подчеркнул Дмитрий Коровин.

Комментируя выступление Дмитрия Коровина, заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Константин Анисимов отметил, что пример Алтайского края – это своего рода подвиг. «Мы видим рост различных показателей в Обь-Иртышском бассейне, в том числе, и за счет вашего региона, в следствие переключения грузов с автомобильного на водный транспорт, — подчеркнул Константин Анисимов. -Сейчас мы видим, что во многих регионах грузовладельцы стали переключаться на внутренний водный транспорт .. Внутренний водный транспорт всегда был тем видом транспорта, который подставлял нам плечо, когда наши автомагистрали и железная дорога были перегружены, не могли обеспечить потребности в доставке грузов в полном объеме ».

Среди других обсуждаемых на Экспертном совете вопросов, стали «Обновление речного пассажирского флота и развитие перевозок пассажиров на социально-значимых маршрутах», о чем доложил генеральный директор АО «Северречфлот» Айрат Чумарин. Он в частности, затронул вопрос о применении нулевой ставки НДС на внутренних водных путях. Константин Анисимов, в свою очередь, подчеркнул, что этот вопрос рассматривается и обсуждается с министерством финансов РФ.

Кроме того, были затронуты актуальные проблемы в сфере перевозок внутренним водным транспортом в навигацию 2023 года, о чем рассказал гендиректор ООО «Межрегионфлот» Денис Ушаков, а об увеличении навигационного периода работы флота путем проведения его модернизации и повышения класса эксплуатируемых судов доложил коммерческий директор АО «Томская судоходная компания» Игорь Асначев. Варианты решения обозначенных вопросов будут прорабатываться в рабочем порядке совместно с представителями ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть», ФАМРТ и судовладельцев.

Резюмируя все обсуждаемые на совещании аспекты развития Обь-Иртышского бассейна, Константин Анисимов подчеркнул, что в настоящее время и в среднесрочной перспективе значительный потенциал роста будет связан с перевозкой внутренним водным транспортом . В частности, он отметил, что в связи с развитием торгово-экономических связей с Казахстаном и Китаем, водный транспорт будет играть очень важную роль по организации доставке грузов по реке Иртыш».

В завершении он поздравил всех собравшихся с наступающим Новым годом.