Накануне торжественного мероприятия, посвященного 80-летию со дня образования ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть» произошло еще одно значимое для путейцев, да и всех иртышских речников событие.
1 октября в затоне Омского РВПиС состоялся митинг, посвященный переименованию буксирного теплохода «Утёс». Теперь на его борту написано имя уважаемого, преданного реке Иртыш человека, бывшего мастера пути. Еще один теплоход иртышского флота гордо понесет по реке имя специалиста, посвятившего ей всю свою жизнь!
На митинг собрались коллективы Омского РВПиС, управления Администрации бассейна водных путей, ветераны-путейцы, большинство из которых хорошо знали, а многие и работали вместе с Василием Яковлевичем Шелеповым, пришли почетные гости и курсанты Омского командного речного училища им. капитана В.И. Евдокимова.
Митинг открыл заместитель руководителя М.И. Дмитрачков и предоставил слово руководителю ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть» Р.А. Чеснокову. Приветствуя собравшихся, руководитель напомнил о том, что среди путейцев всегда работало много талантливых и глубоко преданных флоту людей. В честь тех, кто внес особый вклад в становление и развитие инфраструктуры внутренних водных путей Обь-Иртышского бассейна, названы земснаряды и теплоходы учреждения.
— Сегодня, присваивая имя еще одному нашему теплоходу, мы продолжаем традицию увековечивания памяти наших тружеников. Отмечая большие заслуги Василия Яковлевича Шелепова, отдаем дань памяти ветерану труда, человеку, посвятившему всю жизнь обслуживанию реки, одному из родоначальников династии Шелеповых, насчитывающей 253 (!) года стажа работы на водных путях.
С этими словами Роман Александрович вручил свидетельство о переименовании буксирного теплохода сыну В.Я. Шелепова Виктору Васильевичу, который проработал 36 (!) лет на Иртыше. Пройдя путь от матроса до капитана-мастера пути в Омском РВПиС, он, еле сдерживая нахлынувшие эмоции, произнес:
— Спасибо, что вернули отца на Иртыш!
Затем слово было предоставлено заслуженному работнику транспорта Российской Федерации, руководившему Обь-Иртышским ГБУВПиС с 1986 по 2003 гг., Ю.Г. Андросову.
— Я хорошо знал Василия Яковлевича лично. Это был скромный труженик, всецело отдававший себя работе и болеющий за общее дело. У нас много теплоходов, названных именами наших заслуженных и уважаемых работников, но особенно отрадно, что впервые теплоход назван именем мастера пути.
Капитан переименованного теплохода В.В. Ремезов заверил всех присутствующих, что экипаж т/х «Василий Шелепов» с честью будет нести имя нашего заслуженного речника. А Илья Ильчук, выступивший от Омского института водного транспорта, сказал, что курсанты постараются учиться и работать так, чтобы когда-нибудь и их именами назвали теплоходы.
Затем по старой доброй традиции, на удачу, В.В. Шелепов разбил бутылку шампанского о борт теплохода, названного именем его отца.
Руководитель отдал распоряжение:
— Экипажу занять свои рабочие места и подготовиться к выполнению рейса в соответствии с диспетчерским заданием.
Капитан судна по громкой связи скомандовал:
— Экипажу по местам стоять, отдать швартовы.
Под звуки марша «Прощание славянки» буксирный теплоход с новым именем на борту отправился в первый рейс!
Нина ОЛЕНИЧЕНКО
Биографическая справка.
Василий Яковлевич ШЕЛЕПОВ с раннего детства помогал дяде-бакенщику выполнять работы на реке. В мае 1942 г., когда ему исполнилось 14 лет, был зачислен гребцом лодки в штат Иртышского БУП на участок Омск-Красноярка и начал работать бакенщиком в Омском техучастке. Условия работы для подростка были тяжелые. Участок, на котором работал Шелепов, первым открывал навигацию: нужно было в сжатые сроки расставить обстановку, протралить путь, по которому из Омска отправится на работу весь остальной флот, а главное – пойдет груз для фронта. Не было перерывов на отдых у мальчишки и зимой: путейцы участвовали в строительстве дамб, занимались укреплением берегов.
С 1948 по 1952 гг. Василий проходил службу в пограничных войсках на сторожевых катерах Тихоокеанского флота. Вернувшись в Омск, вновь приступил к исполнению обязанностей по обслуживанию родного участка Иртыша. Только лодка сменилась вначале теплоходом «Путейский-84», затем – современным теплоходом «Жулан» пр.391. В 1964 г. окончил курсы комсостава при учебном комбинате и был назначен вначале путевым мастером, а с 1970 г. – капитаном-мастером пути. Участок оставался прежним: Омск – Красноярка. И не случайно именно ему, выросшему на Омском рейде, чуть позднее Министерством речного флота было присвоено звание «Лучший мастер пути».
Василий Яковлевич на заслуженный отдых вышел только в 1997 году, проработав в Омском техучастке более полувека. Он являлся одним из лучших путевых мастеров в Иртышском бассейне, а его бригада постоянно выходила победителем в соревнованиях. Пять вымпелов ЦК профсоюза и МРФ в республиканских соревнованиях, множество грамот, дипломов, свидетельств – подтверждение больших трудовых достижений его бригады. А сам Василий Яковлевич за высокие показатели в соревнованиях, добросовестное отношение к служебным обязанностям достойно отмечен правительственными наградами – орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, медалями «За добросовестный труд в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.», «Ветеран труда», Бронзовой медалью ВДНХ СССР. Знаки «Специалист высшего класса» и «Почетный работник речного флота» подкрепляли высокие награды Василия Яковлевича.
Труженик тыла, ветеран водного транспорта Василий Яковлевич Шелепов ушел из жизни 25 мая 2016 г.